04 ноября 2008

Мы все равно вместе

Мухрыгина И. Ф.

Август 1973 года. Я учитель математики с 9-летним стажем. Школьную программу за это время усвоила, как мне казалось, с блеском, учить стало скучно, захотелось учиться самой. Во время отпуска я сказала моим новым знакомым, что моя профессия инженер-математик. Возвратившись из отпуска, я прилежно и даже с энтузиазмом готовлюсь к новому учебному году. И вдруг в моей жизни возникают обстоятельства и происходят события, которые организовали мне встречу с замечательным доброжелательным человеком Прощаевым Дмитрием Васильевичем (юрист КЗЭВМ), благодаря которому я в сентябре того же года стала сотрудником КБ 82 отдела 8 СКБ в должности инженера-математика. Мои слова стали реальностью! Начальником отдела в то время была Тартаковская Софья Давидовна, а начальником КБ 82 Касимова Дина Арифовна.

Каждый день для меня был полон открытий. Сотрудники КБ 82 (да и всего отдела 8) — молодежь не старше 25 лет. Все увлечены работой: изучают операционную систему ДОС ЕС, занимаются постановкой системы на ЭВМ ЕС, пишут программы, отлаживают тесты, читают лекции специалистам ВЦ Казани, городов страны, иностранным специалистам, ездят в командировки по городам СССР и за рубеж — в Венгрию, Чехословакию, Болгарию, Индию.

Коллектив отдела в полном составе я увидела, когда мы выехали на уборку урожая картофеля. Особо выделялась женская часть отдела. Все девушки были как на подбор: красивые, стройные, высокие (не могу не назвать некоторых из них: Лена Гостюнина, Люба Свинина, Неля Калимуллина, Римма Нургалеева, Валя Шувалова, Люда Черных, Наташа и Ира Богатовы, Таня Кондратьева, Тома Фирсова, Люда Крохина). Когда на поле приехало колхозное начальство, то они просто онемели от восторга, увидев такую красоту, а потом один из них, очнувшись, выдохнул: «Ух ты! Какой частокол собрался!»

И хоть эти командировки на колхозные поля были издержками советского времени, но было в них и много плюсов. Они освежали нас физически, наполняли энергией и радостью общения в непринужденной обстановке, а новичкам (в отдел каждый год прибывали новые силы — молодые специалисты — выпускники КГУ и КАИ) быстрее адаптироваться в коллективе.

Большая удача работать в коллективе, где каждый человек — личность.
В разное время отдел возглавляли совершенно уникальные люди: Тартаковская Софья Давидовна, Абдрахманов Альберт Хаевич, Касимова Дина Арифовна. Именно о таких людях говорят «Талантливый человек талантлив во всем».

Касимова Дина Арифовна возглавляла наше КБ 82. Во многом, благодаря влиянию ее личности, коллектив, давно уже не существующего КБ, связан духовно незримыми узами. В ее доме, в кругу ее семьи отмечали мы праздники, юбилеи, события, связанные с производственными достижениями. Каким-то непостижимым образом ей удавалось продвигать нас по профессиональным и человеческим дорожкам.

Уже в мае 1974 года меня направили вместе с Иваницер Бэлой в Москву на постановку операционной системы ДОС ЕС. Впоследствии Бэла стала моим мудрым наставником и руководителем. По настоянию Дины Арифовны летом того же года я уже читала лекции по системе ДОС ЕС специалистам из Венгрии (!), хотя мой стаж программиста к тому времени составлял всего 9 месяцев. И хоть мне было невероятно трудно, но именно это вытолкнуло меня на поверхность — я поняла суть системного программирования.

А в 1975 году мне доверили быть в составе бригады специалистов завода в зарубежных командировках — сначала в Чехословакии, затем в Болгарии.
За весь период трудовой деятельности, Дина Арифовна лишь однажды была на больничном, хотя она воспитывала двух сыновей. После трудовой недели я и Бэла Иваницер пришли в больницу ее навестить. За какие-то 30–40 минут общения с Диной Арифовной мы получили столько информации о новых книгах, писателях, известных людях, что мы ощутили себя побывавшими в отпуске. Она словно зарядила нас жизненной энергией, наше мироощущение стало богаче, а всю последующую неделю работалось легко и с энтузиазмом.

Дина Арифовна! Спасибо, что Вы есть. Дай Бог вам здоровья и счастья. Под этими словами подпишется каждый сотрудник бывшего отдела 8 и вообще все, кто Вас знает.

Каждый человек, работавший в нашем КБ — уникален, у каждого есть чему поучиться, каждому есть за что сказать «Спасибо». Все работали с энтузиазмом и азартом, но самая яркая звезда — это Роза Крючкович. Ее ум, эрудиция, работоспособность, феноменальная память поражали воображение. Ее недюжинные способности удивительным образом сочетались с внешностью юной, красивой изящной женщины. Сначала ведущий инженер, позднее — начальник КБ 82. Роза не была над нами, она была рядом с нами, но все же ее авторитет был непререкаем. И когда Роза уходила в декретный отпуск, то мы почти все были в панике от страха, что без нее завалим работу. Но взяли себя в руки и под руководством Саши Горбова и Бэлы Иваницер успешно выполнили работу по созданию программы МСН для ЕС-1033. Ее уважали, ею восхищались, иногда мы ее побаивались, но втайне все в нее были влюблены — и мужчины и женщины. Очень любознательная, всегда в курсе всех событий, она и нам не позволяла однообразно проводить досуг. Очень часто с ее подачи мы посещали концерты, выставки, театры. Роза заботилась о нашем культурном росте. Не один раз мы были гостями в ее доме. Роза ввела замечательную традицию — отмечать в июле день КБ. Этот день мы проводили на ее даче. На берегу Волги готовили шашлыки, варили борщ, резали овощи для салатов, а Роза с Володей Мухамеджановым угощали нас вишневым пирогом с чаем. Особенно мне запомнился праздник КБ в год «сухого» закона (1985 год). Все было как всегда: и шашлыки, и костер, и борщ, и пироги, но спиртного не было ни капли. И все было так вкусно, настроение было отличное, никто и не почувствовал и не вспомнил, что чего-то не хватает. Праздник удался на славу. Вот только было очень обидно, когда нам никто не поверил, что мы действительно соблюли «сухой закон», а тем более не верили, что скучно нам не было.

Можно многое вспомнить и сказать хорошего о каждом. Но все же самые яркие впечатления связаны с работой. Отдел ритмично работал, осваивалась новая операционная система СВМ, работали увлеченно, на совесть…

Но наступили тяжелые перестроечные времена. И работы вдруг не стало хватать, и на зарплату было трудно прожить. И развела нас «перестройка» по разным дорогам. Но мы все равно вместе. Порадуемся за тех, у кого все сложилось замечательным образом. Пожелаем всем-всем здоровья, успеха и удачи. И будем помнить тех, кто безвременно ушел из жизни: Тартаковская Софья Давидовна, Гнеденков Валера, Кельдышев Владимир, Попова Юля, Нуруллин Наиль, Шакирова Женя, Петрова Таня.

Комментариев нет: