03 декабря 2008

Воспоминания программистки на пенсии

Шарафи Юля

Дневников никогда не вела. Редко писала письма из пионерского лагеря или из колхоза с просьбой прислать посылку с чем-нибудь вкусненьким, чаще — открытки с поздравлениями (в детстве по настоянию родителей). За время учебы в школе не обнаружила никаких склонностей к освоению иностранных языков, но освоила чуть-чуть начала программирования. Поэтому поступила учиться по выбранному профилю и по завершении обучения в ВУЗе по приглашению педагога, а в дальнейшем и руководителя, — Рохлина Феликса Залмановича, чудом попала в коллектив, в котором все поголовно писали. И я начала писать не по-русски, по-татарски, по-немецки или, что было бы совсем странно, по-английски, но на Ассемблере.

На ниве оригинальных разработок и адаптации программного обеспечения ЭВМ никакого особого признания не снискала, кроме денежных премий в размере 10–50 рублей. Несмотря на это руководители доверяли иногда чтение лекций курсантам, а затем, отметив такое качество моего характера, как умение читать с особым пристрастием техническую литературу, «прикрепили» к адаптации и корректировке документации разного уровня на всю оставшуюся в трудовом коллективе жизнь. Здесь добилась некоторого признания, которое выразилось в том, что один из терминов в РОС был принят в моей трактовке: «Задания с определенным сроком выполнения». Теперь об этом никто не вспомнит, кроме меня.

Большего успеха достигла на ниве просвещения коллег в области литературы и искусства. Ежегодные поездки в разные концы большой и малой Родины (во время очередного отпуска, сбора урожая корнеплодов, зерна или заготовки сена, реже — во время командировок) сопровождались посещением театров, музеев, клубов, сельмагов и рынков, где покупались не только «тряпки», но и дефицитные в те времена книги. А чтение научно-популярной и художественной литературы, «игреков» и, развившаяся с годами способность много и без устали говорить о жизни, литературе, искусстве, позволили проводить беседы в рамках борьбы за звание победителя в социалистическом соревновании. В эту борьбу вовлек меня руководитель моего дипломного проекта, он же мой наставник и коллега, профорг отдела Шмулевич Натан.

Как-то на 8 марта каждой из женщин нашего КБ подарили по открытке. Свою я берегу, как зеницу ока, — здесь признание моих заслуг было выражено следующими восемью строками:

Средь нас одна она такая —
Звезда среди своих подруг.
И имени не называя,
Ты, верно, угадаешь, друг.

Она несет искусства свет
И здесь дала она обет.
И только ей благодаря
В рай попадем и ты и я.

Это было преддверием к работе учителя информатики. Но это уже другая песня.

Комментариев нет: