03 декабря 2008

15 лет на заводе

Нуруллина Наджия (Абибулаева Надя)

Моя трудовая деятельность состоит всего из 2-х частей: 15 лет я проработала на заводе ЭМВ в СКБ и уже 17-й год работаю в школе.


Годы, проведенные на заводе, самые лучшие — они связаны с молодостью, познанием мира и себя, общением с людьми, близкими по духу.


На 5 курсе мехмата КГУ Наташа Кондратьева (тогда еще Черенкова), Таня Гальбрайх и я писали диплом в ИНЭУМе. Руководил дипломной работой Лева Штильман, который и посоветовал нам после окончания университета пойти работать на завод ЭВМ в СКБ и именно в 8-й отдел. И вот в августе 1976 года мы впервые переступили порог отдела № 8, который тогда располагался на территории 32-го цеха.


Вообще в этот год в отдел из университета пришли: Зина Леонова, Юра Гаврилов, Лида Уразова, Оля Абдуллина, Рая Минуллина, Роза Губайдуллина. Отделом руководила Софья Давидовна Тартаковская, КБ 81 — Феликс Залманович Рохлин, а КБ 82 — Дина Арифовна Касимова. Я попала в КБ 81, в группу Натана Шмулевича. Основную часть сотрудников составляла лучшая половина человечества — девушки и женщины лет на 5 старше нас, что по меркам того возраста казалось много, но и мужчин было больше, чем в последующие годы. Помню, как впервые увидела братьев Фельдманов. Сначала в комнату, где мы находились, вошел молодой человек невысокого роста, а потом, не выходя, он вошел во второй раз. Позже я узнала, что, несмотря на внешнюю идентичность, братья-близнецы были совсем разные.


Начались трудовые будни. Мы ходили в наладку, где я впервые увидела ЕС-1033, набивали перфокарты, таскали на пузе семимегабайтные диски. Потом, когда мы переехали в новое помещение, несли дневную и ночную вахту в машинном зале СКБ. Но, помимо своей непосредственной инженерной деятельности, мы занимались множеством других дел. Например, по средам, зимой и летом мы с энтузиазмом шли убирать территорию около завода. Подметали тротуары и окрестности кафе Петушок, от которого сейчас ничего не осталось, даже земли, на которой оно (кафе) стояло. Кроме того, отбывали трудовую повинность в столовой, в качестве посудомойщиц, где я даже заслужила от профессионалок похвалу: «Надо же, инженер, а как хорошо посуду моешь». Еще я трудилась в штамповочном цехе, где на огромных станках штамповала, не ведомые мне детали. А уж по сбору в авральном порядке щеток для волос мы стали специалистами и в мастерстве разрезания документации после ксерокопии нам не было равных.


Жили мы в КБ дружно — ходили вместе на демонстрации, отмечали праздники, выбирались на природу. Помню, в первый раз какой-то праздник отмечали у Феликса Залмановича. Девочки его были еще совсем маленькие, а я почему-то запомнила шведскую стенку у них в детской. Потом мы праздновали новый год у Тани Кондратьевой, где я была Дедом Морозом, а усатый Юра Гаврилов — Снегурочкой, и где было безумно весело, а на следующий год был костюмированный Новый Год у Аллы Багавеевой, где опять была замечательная программа и веселье без края. Кстати, с Аллой Багавеевой мы как-то на работе во вторую смену конструировали для ее сына Сережи костюм Петушка.


Были у нас и «клубы по интересам». Выписывали толстые литературные журналы и журналы мод, обсуждали литературные новинки, а где-то в 77–78 годах проводили небольшие лекции по искусству, о творчестве различных художников. Ездили в командировки. Помню командировки в НИИЦЭВТ, когда мы после работы рыскали по крупным магазинам из одного конца города в другой, а потом везли из Москвы в Казань мясо, колбасу, коробки конфет и обязательно зефир в шоколаде, а также разные промтовары: сапоги, пледы, сумки и прочее. Благодарна Тане Марушевой и Юре Гаврилову, которые, не помню откуда, привезли мне красивый чайный сервиз. Этот сервиз радует меня до сих пор. Помню, как со Светой Скворцовой посещали в Москве «Шоколадницу», где она давала нам мастер-класс по поглощению сладкого в неимоверных количествах. Помню «скворцовскую колбасу», которую готовили из ирисок, печенья и сливочного масла и многое-многое другое, чего не опишешь на бумаге.


Но самое главное в нашем отделе была удивительная психологическая атмосфера. Это я оценила уже потом, а тогда это было в порядке вещей. Мы много лет проработали бок о бок и мне всегда было комфортно общаться со всеми. Не было сплетен, разговоров за спиной, все были доброжелательны, хотя все были разные. Неунывающая Света Скворцова, с ее запомнившимся мне «Дам в лоб», умница и очень женственная Женя Шакирова, Тамара Фирсова, Надя Попова, Алла Багавеева, Римма Нургалеева, гигант мысли Лиля Шаймарданова, дерзкая и непокорная Лена Беляева и многие другие — всем я благодарна за то, что они были и есть в моей жизни.

Комментариев нет: