03 декабря 2008

О работе в восьмом отделе

Галиакберов Рустем

В апреле 1970 года у меня возникла потребность искать работу; пошел в СКБ Матмаша к Ситницкому Э.А. Поскольку до этого работал на эксплуатации ЭВМ, а в 8 отделе в это время появилась своя машина, то мне предложили работу в этом отделе, и я согласился. Начальник отдела Тартаковская С.Д. в это время была кормящей матерью и разрывалась между домом и работой; я подловил её в приемной СКБ уже с приемной запиской на руках. Она посмотрела на меня, пробурчала что-то вроде «ещё одного блатника всучили» - не понравилось, что сразу старшим инженером, но записку тут же подписала и помчалась дальше. Так я стал работником восьмого отдела.

Машина М-222, которую предстояло обслуживать, была собственной разработкой СКБ, экспериментальный образец, «сырая» и возни с ней было предостаточно. Машина стояла в отделе наладки на «деревянном стенде», а наладка работала без выходных, поэтому можно было придти, когда никого нет, и повозиться с машиной. Я пару раз воспользовался этой возможностью, простукал несколько операций и, в общем, всё стало ясно. Эта машина представляла массу возможностей отличиться, и я, проработав меньше года, получил повышение по зарплате.
Ахиллесовой пятой компьютеров того поколения была механика, перфокарты и тому подобное. Как-то, сидя в небольшой компании, я заикнулся, что нужен бы хороший механик. Обсудив проблему, мне сказали что на эту роль лучше всего подошел бы Володя Верхоглядов, и мы тут же всей компанией отправились к нему домой, поскольку все мы жили по соседству. Володя отказываться не стал, а Софья Давидовна утрясла вопросы с зарплатой. Так в отделе появился Верхоглядов, личность, как я считаю, незаурядная.
Вообще я считаю, что главным преимуществом работы в восьмом отделе было знакомство и общение с такими людьми, как Тартаковская, Чесалин Л., Равиль Абайдуллин, Володя Фадеев, Гусев, Боря Галкин и ещё со многими другими. Жаль, что некоторые уже не на этом свете. Была ещё одна особенность работы в отделе: нас постоянно куда-то переселяли, а так как машинные залы для тех компьютеров требовали специального обустройства, то все время приходилось заниматься их проектированием и строительством. Поскольку в этом процессе были задействованы многие службы завода и СКБ: отделы — автоматизации и механизации, снабжения, наладки, комплектации; цеха — сборочный, энерго, строительный, вспомогательного оборудования и ещё какие-то пришлось сотрудничать с половиной завода, и сегодня, встречаясь на улице с бывшими работниками завода, здороваемся, как родные.

Одним из ярких эпизодов работы в отделе, я думаю не только для меня, был переход на технику ЕС. Отделу дали ЕС-1030, изготовленную одной из первых; сначала она стояла на ВДНХ, а потом её вернули на завод. Программистам отдела позарез нужна была машина, шло внедрение DOS, а машина толком не работала. Помучившись несколько месяцев, решили всю её разобрать, пропаять и собрать заново. Даже рамы перекрасили, так как старая краска сползала. После всех этих усилий машина заработала, а я удостоился министерской награды «Победитель соц. соревнования за 1975 год». Спустя тридцать лет эта награда позволила мне оформить ветеранское звание и получить льготы на 450 рублей в месяц. Вот не думал, что эта армянская машина принесет мне такой коммерческий успех. Освоение следующих компьютеров — ЕС-1033 и далее уже шло в лоне отдела 14.

Поскольку в этом отделе я работал вместе с Тартаковской, Галеевым, Галкиным, то у меня было ощущение, что я продолжаю работать в восьмом отделе, а куда-то ушел тот номинальный отдел, как-то он для меня исчез. В 1985 году я сам ушел в отдел 17 на разработку ЕС-1007; этап работы в отделе 8, продолжительностью в 15 лет, завершился. Считаю этот период в жизни неплохим, всех с кем работал, кого помню, вспоминаю с удовольствием. Желаю в жизни всех благ. Если задуманный сборник будет как-то оформлен, будет повод участникам собраться и отметить это событие.

Комментариев нет: