02 ноября 2008

Мы встретились с Женей

Богатова Наташа

Мы встретились с Женей в НИИАТе в 1967 году. Научным руководителем большой группы дипломников из КГУ был А.Г. Тетерев, а я отвечала за преддипломную практику. Женя была очень самостоятельной и почти не задавала вопросов, хотя из 17-ти дипломников, которых я курировала, она-то и была моей «родной»!

У нее был смешливый характер, который блестяще сочетался с острым умом и моментальной реакцией. Конечно же, мы нашли друг друга и очень подружились.

Может быть, она бы и пришла к нам на работу после окончания университета, но на горизонте появились Софья Давидовна Тартаковская, начальник только что организованного отдела программных средств в СКБ КЗЭВМ, и Дина Арифовна Касимова, ее заместитель, которые увлекли захватывающими перспективами нашу Женю и целую компанию молодых специалистов. Весь следующий год Женя рассказывала об интересной жизни, которой они теперь живут и, несмотря на то, что я была очень востребована в математическом отделе Рослякова в НИИАТе, я поняла, что тоже хочу к ним. Как только минули три года — срок молодого специалиста — я подала заявление об увольнении, ни о чем не жалея. Потом была беседа с Софьей Давидовной, в конце разговора она заметила, что я живу далековато от работы — тогда еще не было прямой дороги через проспект Ямашева, которая соединит мой Московский район с заводом ЭВМ, и что это будет мешать, когда у меня будет своя семья. На что я без промедления ее заверила, что замуж не собираюсь. В общем, произвела впечатление.

В новом отделе нам была дана возможность участвовать в разработке операционной системы для первой ЭВМ с прерываниями М-222, которую начал выпускать завод. Времени на разработку было отведено мало. Мы все были охвачены общей идеей — создать систему ОС-222 по прототипу OS-360. Нас подогревала конкуренция с Левой Чесалиным, столичным ассом-программистом, который параллельно с нами писал свою систему «Диспетчер». Конечно, нам пришлось отрезветь, когда неожиданно М-222 сняли с производства и наша ОС-222 ушла в корзину.

В результате был приобретен опыт, «сын ошибок трудных», разработка была представлена рядом статей и спокойно почила.
Но, как говорят, «прогресс ничем не остановишь» — без дела мы, конечно, не остались. Завод перешел к разработке и выпуску ЕС-1033, и наш энтузиазм опять был востребован.

Школа, которую мы прошли в отделе Софьи Давидовны, научила нас ответственности за порученное дело, умению организовать работу коллектива, мобилизации «на площадке заказчика». В общем, заменила все «хочу — не хочу» на единственное «надо в связи с производственной необходимостью».

У нас была счастливая эпоха — нам было хорошо вместе. Мы работали взахлеб и расходились по домам только для сна. Свободное время мы тоже проводили вместе: ездили в Марийские леса, отмечали всевозможные праздники и даты. К юбилеям мы выпускали юмористические газеты и альбомы на память. Когда пришло время отмечать 30-летие Жени, конечно, мы подарили ей альбом. Женя всегда была ведущим специалистом во всех разработках отдела. Она была очень трудоспособна, ответственна, оперативна. Досконально знала предмет разработки и могла заменить любого. При этом она не была перегружена амбициями и комплексами по отношению к профессии и обладала прирожденным чувством юмора. Такая она была всегда, с возрастом приходил опыт, а отношение к делу не менялось.
Предлагаю вашему вниманию пародийную статью из альбома Жени.

«О группе-семье мы рассказывали в нашей газете 30 февраля 1970 г. в очерке «Девушка с Матмаша». Очерк этот вызвал многочисленные отклики читателей. Авторы писем ставят ряд вопросов и просят ответить на них героиню очерка Евгению Федоровну Спирину.
Ответы на эти вопросы вы найдете в материале, напечатанном сегодня.

Честно говоря, такого продолжения я не предполагала. Встретила удивительную девушку, старшего инженера, по-матерински относящуюся к своим подчиненным, рассказала о ней и немножко о том, что заставило передумать, пересмотреть в себе эта встреча — и никак не ожидала, что снова буду оформлять пропуск на КЗЭВМ, стоять у дверей лаборатории, где трудится со своими питомцами Евгения Федоровна или просто Женя, Женечка — так с любовью называют ее те, с кем она работает, те, кто делит с ней печали и радости.

На этот раз к Евгении Федоровне меня привели письма. Письма-сомнения, письма-вопросы — их я считала нужным показать Спириной. Мы сели за большой стол, крытый автокодной распечаткой только что отлаженной программы. Я стала раскладывать письма, а Женя быстро, но неторопливо оканчивала перебирать колоду перфокарт толщиной 0,5 м.
— Этот еще не пронумерованный дубль монитора нечаянно упал на пол и последовательность карт нарушилась, вот я и хочу восстановить, заодно проверяю, нет ли ошибок перфорации, — с хорошей улыбкой объяснила она мне.
Я задаю Жене вопрос, который выражает сущность всех писем-вопросов:
— Как вам все это удается?
— Просто применила на практике очень модный теперь метод «совмещения», — ответила Женя и тут же пояснила:
— Не надо отделять общественное от личного, не надо ограничивать себя восемью часами труда. Нужно всегда помнить слова товарища Рахметова о том, что смена деятельности есть отдых. Моя цель, чтобы свободного времени вовсе не было. Например, я знаю, что заниматься писанием программы продуктивно я более 3-х часов не могу. Встала от стола — и к вязанью. Чувствую, как напрягаются мои мускулы, как я отдыхаю. Одновременно обдумываю алгоритм программы. Алгоритм продуман — можно писать дальше.

Еще письмо: «Мне кажется, что «секрет» Евгении Федоровны, ответ на вопрос, как она все успевает, вот в чем: нужно и на работе, и дома не забывать своего любимого дела. Именно это помогает мне в работе. Да еще чувство юмора». (А. Оганесян, дегустатор, Геленджик).
Прочтя письмо тов. Оганесяна, девушка задумалась, но вскоре серьезное выражение сменилось лукавым, в глазах заискрились озорные смешинки. — А вы знаете, кто-то сказал, что юмор, это спасательный круг на волнах жизни. И это действительно так, с веселой шуткой и работа спорится.
— Как же вы все-таки руководите такой большой группой (10 человек!)?
— А они все делают сами. Старшие помогают младшим.
В нашей группе существует закон самообслуживания: написал программу — отладь, сделал ошибку — исправь. А новую программу может сделать любой член группы: тот, кто раньше других сделал свою, не откажется потратить на это месяц-другой своего времени ...
Я слушала Женю и думала о том, что в ее педагогике нет никаких открытий, это педагогика здравого смысла.
Живет на свете девушка, живет с ясным сознанием того, чего ей от жизни хочется. Живет без страха и комплексов, которые многих из нас заедают. Вот почему получается все.
Так держать, Женя!»

А потом в ее жизнь неожиданно ворвался какой-то вирус, а антивируса не нашлось…
Каждому отмерян свой срок, только алгоритм расчета непонятен.
Женя — и светлый и жизнерадостный человек, всегда с нами.

Комментариев нет: